Народный костюм русских переселенцев

Опубликовано

Русские в Заларинском районе родом из центральной России (Калужской, Смоленской и других губерний). Поэтому за основу национального костюма мы предлагаем рассмотреть традиционный костюм жителей Смоленской губернии.

Мужской костюм, в отличие от  женского, на всей территории России практически одинаковый и состоит из рубахи, портов, обуви, головного убора и пояса.Важным предмет мужского костюма-  рубаха. Будничные рубахи из холста, часто неотбелённого, бывают и набойчатые и пестрядинные. Носят их навыпуск и подпоясывают нешироким поясом, тканым, плетёным, витым.

В Смоленской губернии мужские рубахи украшают аппликацией из кумача, полосами, ромбами и зубчатой линией. На рукавах вышивают геометрический узор красною нитью. Воротник украшают«затканкой». Разрез ворота обшивают тесьмой, кумачом.

В русских сёлах в 19 – начале 20 века носили порты, скроенные по «русскому» типу. Шили их из холщёвой, шерстяной однотонной или полосатой ткани, преимущественно тёмного цвета. Порты носили с лаптями или заправленными в сапоги. В обоих случаях нижний край порточин закрывался онучами, которыми ноги обматывали от стоп почти до колен; такой способ ношения портов обусловил их короткую длину.

Ансамбль женского традиционного костюма включает рубаху, сарафан или поневу и головной убор.
Женская рубаха состоит из трех полотнищ холста, горловина сильно сосборена под узкую обшивку и плотно облегает гордо, рукав заужен книзу или прямой с оборкой или манжетой. Рубаха украшена вышитым или тканым орнаментом на оплечье, обшивке ворота и внизу рукава. Традиционны два вида вышивки: вышивка по целой ткани и вышивка мережка.Основной цвет декора – красный. Для украшения используют геометрический орнамент, состоящий из ромба в различных сочетаниях и интерпретациях
Для Смоленской губернии характерен косоклинный сарафан, имеющий в основе трапециевидный силуэт: кроме основных двух полотнищ спереди и одного сзади, для него обязательно наличие нескольких боковых косых клиньев.

Также существует два вида понев: распашная (передние полотнища не сшиты между собой) и юбка-понева (с вшитым спереди полотнищем из холста или из фабричной ткани). Основу поневы составляют четыре домотканых синих в крупную клетку полотнища, собранных вверху на плетеный гашник, держащий поневу ниже талии, на бедрах. Длинная рубаха вытягивается из юбки, образуя большой напуск – “пазуху”. Обклад из ярких нашивок внизу поневы уравновешивается яркими “украсами” рубах, цветными головными уборами “сороками”, бисерными по-затыленями, бисерными нагрудными “чепками”. 

Завершающую роль в народном костюме играет головной убор. В комплекте с косоклинным сарафаном бытуют старые, традиционные формы головных уборов (сборники, повойники, ряски, кокошники, кички, сороки) и новомодные, из фабричных материалов — сорокообразные шапки-косынки, шапки с хвостами, шапки с начельниками. 

Дополняют  костюм тканые и плетеные многоцветные пояса “рябушки” или из фабричной тесьмы с концами из краль и бисера. Обязательны шейные и нагрудные украшения.

Верхняя одежда в традиционном русском костюме, как у мужчин, так и у женщин, практически не отличалась, крой был одинаков. Нередко поэтому в будни женщины надевали мужскую одежду, и наоборот. Основных типов верхней одежды было два – халатный и кафтанный. Армяк – это тип халатной одежды. Если рубахи, порты шили сами крестьянки, то изготовлением верхней одежды, в основном, занимались особые артели кустарей. Пошив армяка стоил от полутора до двух рублей. Подпоясывали армяк широким кушаком.

Носят лапти с холщовыми и шерстяными онучами и пеньковыми оборами. Бытует и кожаная обувь: туфли, сапожки. Зимой – валенки.
Источники фотографий: http://kultura.admin-smolensk.ru/476/folk-arts/folk-arts1/news_9578.html?svNoimg=hide https://www.smolensk-museum.ru/afisha/virtualnie-vistavki/smolyanin/

Оставить комментарий